воскресенье, 13 февраля 2011 г.

mental ray против VRay

Несмотря на провокационное название данного материала, хочу сразу предупредить сравнивать их не буду, так как это бесполезно. Это доказано в большинстве форумов бесконечными темами, сравнениями и тестами. Моя задача определить популярность VRay и неоднозначное отношение к MentalRay в 3ds Max. Такое сравнение попытаюсь описать в некой хронологии развития с пояснениями. Не судите строго, информация не однозначная и проверить историческую точность было сложно. Вы должны понимать, что сейчас популярность редко зависит от каких то особых качеств продукции, все зависит от маркетологического подхода и подачи продукции или сложившихся исторических факторов. Как, например, Coca Cola лучше Pepsi.

Подробно о  mental ray  почитать можно на wikipedia.org, оттуда стало известно, что mental ray был встроен в 3ds Max  еще в 1999 году, в версии 3D Studio MAX R3.

mental ray всегда был прожорливым, о тех годах, когда его встроили говорить вообще не приходиться, по сути тогда мало использовали по настоящему отраженный свет, и не перекладывали полностью на плечи компьютера освещение. К тому же в ранних версиях mental ray был крайне не сложен к обычному пользователю, мало того что все работало через десятки шейдеров, которые нужно было правильно сложить, так и недостающие части нужно было дописывать самостоятельно с помощь C++. Популярности mental ray все это не добавляло. А на заре 2000-х прогремел Vray,  который имел куда более дружелюбную атмосферу, и меньшее требование к ресурсам давала приятную глазу картинку. Все это свело к тому, что mental ray вообще не рассматривался как система визуализации широкого круга людей, а был уделом аниматоров и разработчиков спецэффектов.
Я сам использовал несколько лет Vray, просто не думая о альтернативных программах для визуализации. В 2007 году мой товарищ Mpavel показал мне на тот момент уже достаточно дружелюбный mental ray. На меня произвело большое впечатление подход к визуализации, когда полученный свет получается практически идентичен реальному, приятную картинку и понятную схему работы визуализатора.  Кстати хочу отметить, что mental ray меня заинтересовал еще потому что его встроили в AutoCAD 2007, затем он дошел и до Revit.
Первые шаги по адаптации mental ray были сделаны в версии 3.3, появился шейдер АО (Ambient Ocllusion).  Но на тот момент Vray имел свое освещение и главное понятный материал, а в mental ray по прежнему все делалось вручную и подходило больше для визуализаторов и аниматоров. 
Вскоре  маркетологи, наверное, поняли, что продукт нужно использовать более широко (хотя какая компания именно была инициатором изменений неясно, но можно предположить что Autodesk как и многие нововведения до сих пор не перекочевали в анимационные программы). 
3ds Max 9 ввели ряд существенных изменений систему освещения Daylight, материал Arch&Design. Эти оба существенных изменения позволили  пользователям значительно облегчить жизнь, но отсутствие "агрессивной" рекламной компании (на которую последнее время сильно жалуются пользователи) не донесло пользователям о начале широкомасштабных изменениях в mental ray. 

3ds Max 2008 сделал еще несколько шагов в сторону улучшения mental ray, введя sky portal для освещения помещений и Photographic Exposure Control. После этого внимание к mental ray усилилось, но к тому времени практически все визуализаторы использовали Vray. Хотя появились активисты, которые своими уроками и работами начали продвигать mental ray, например Александр KAA написал целую серию уроков, чем очень сильно помог начинающим, которые при сталкивании  трудностями переходят на Vray из за большого количества уроков и статей. А статьи Игоря Сивакова до сих пор являются библией  по mental ray их можно найти на сайте ixbt.com
3ds Max 2009 были введены pro Material  (сложные материалы нужные в повседневной жизни архитектурного визуализатора), proxy объекты и много того, что не хватало в mental ray особые усилия были сделанны на различные техналогии анализа освещения. Да и сам 3ds Max разделился на Autodesk 3ds Max и Autodesk 3ds Max Design.
На самом деле нельзя сказать, что mental ray догонял постоянно тот же vRay, proxy объекты конечно были ответным шагом причем весьма не уверенным, а вот Photographic Exposure Control  анализ освещения весьма прорывные технологии, которые действительно нужны. Хочется отметить, что 2009 версию начали широко освещать в массы, но не стали говорить о прежних изменениях, а начали рассказывать, что они усовершенствовали и с ситуацией вокруг AutoCAD. Я в процессе общения на форуме Autodesk (проходящем в моем городе) доказывал пользователям, что демонстрирую не Vray, а mental ray, о котором никто не слышал даже.




3ds Max 2010 кардинально нового предложил немного, но хочется отметить, что компания mental images взялась серьезно за работу новых технологий, выпустив Quicksilver hardware rendererIrradiance particles, Importons и наконец iRay. Тут просвещенный скажет, что все это вызванно покупкой mental images компанией nvidia для продвижения своих видео карт Quadro. Проблему современных видео карт я затрагивал в предыдущем посте и проблемы этого рынка сейчас не стоит обсуждать.
Подводя итоги, смело могу сказать, что популярность mental ray не состоялась по многим причинам, и ситуация не меняется по сей день. Открываем "тест драйв" по Autodesk 3ds Max 2011 в разделе "Визуализация архитектуры" и видим этот ужас! Какой современный архитектор приученный к фотореалистичной визуализации и сногсшибательным эффектам должен адекватно оценить этот продукт, видя такие "тест драйвы"?
Возьмите пару картинок уважаемого Максима Ганжи, с легким текстом рассказывающим о преимуществах, было бы намного больше эффекта, но маркетологи...